Отношения между президентом Порошенко и лидерами крымских татар материковой Украины далеки от идеальных. Порошенко искусно использовал конфликтный потенциал крымских татар для антироссийских акций на границе с Крымом в 2015-2016 году. Блокада Крыма принесла ему неплохие политические дивиденды как борцу с российской агрессией. Однако президент почти ничем не отблагодарил крымских татар. Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев остались на своих должностях – лидера Меджлиса и представителя президента Украины по делам крымских татар (и, одновременно, народных депутатов).
Ленур Ислямов даже не добился официального статуса воинской части для своего крымскотатарского батальона. Ныне превратившегося в маргинальную группу, разоружённую правоохранителями. Всё, что получил Ислямов – небольшое финансирование для принадлежащего ему крымско-татарского телевизионного канала ATR. И, после долгой борьбы и акций протеста – должность первого заместителя представителя президента Украины в Крыму для своего ставленника Изета Гданова. Сам Ислямов не получил никакого политического или государственного статуса, что его, безусловно, не устраивает.
Главная цель – внесение в Конституцию Украины изменений о создании Крымскотатарской (или Крымской) Автономной Республики вместо Автономной Республики Крым – далека от достижения. Для этого нужны голоса двух третей народных депутатов на двух сессиях Верховной Рады Украины, что, по оценке Рефата Чубарова, практически не достижимо при текущем составе парламента. Несмотря на это, Чубаров и Джемилев собираются вынести этот вопрос на рассмотрение ближайшей сессии ВРУ.
Если бы лидеры Меджлиса были бы меньшими русофобами, они бы поняли, что чего-то существенного они могут добиться только от русских – у украинцев что-то выпросить просто невозможно.
В интервью одному из телеканалов 8 марта Рефат Чубаров заявил, что в парламенте будущей Крымской (или Крымскотатарской) Автономной Республики, по его представлениям, одна треть мест должна быть закреплена за крымскими татарами, не зависимо от процентного соотношения этносов полуострова. Подразумевается, что до планируемого возвращения Крыма Украине управляющие органы крымско-татарской автономии, если она будет создана, разместятся в Херсонской области.
Это бы вполне устроило лидеров крымских татар, даже без возвращения Крыма. Но, по ряду признаков, это не устраивает Порошенко, не любящего, когда ему указывают в вопросах распределения власти. 6 марта прокуратура и СБУ провели обыск в близком к Меджлису Исламском культурном центре в Киеве по делу о пропаганде культа насилия и жестокости. По результатам обыска изъято около 100 литературных произведений, содержащих пропаганду культа насилия, жестокости, расовую, национальную или религиозную нетерпимость и дискриминацию, что подтверждается выводами экспертных исследований. Продолжается следствие. Рефат Чубаров оценил это как помощь ФСБ со стороны СБУ.
Самый молодой и активный лидер крымских татар Ленур Ислямов осенью этого года примкнул к движению Саакашвили, поддерживая его через свои медиаресурсы. А после выдворения беглого грузинского экс-президента из Украины и разгона Михомайдана, решил перейти на сторону Тимошенко. C «Батькивщиной» договорились, что Ислямов задействует свой канал ATR, подконтрольных журналистов и блогеров для критики Порошенко, а после начала предвыборной кампании (президентской или парламентской) начинает открыто пиарить Тимошенко. Леди Ю в случае победы на выборах обеспечивает Ленуру бюджетное финансирование его СМИ и политических проектов, а также гарантирует высокую государственную должность без особых обязанностей.
В обещания Тимошенко верить, как показывает опыт, не стоит. Но, с другой стороны, у лидеров крымских татар Украины и выхода-то особого нет. Нынешняя власть даёт им лишь столько, чтобы они не исчезли в политическом небытие.