Кто стоит за протестами движения «Фемен» против Порошенко

Акции «Фемен» всегда идут в русле глобального дискурса. И сейчас, когда в прицеле оказался Пётр Порошенко, девушки активно включились в процесс.
Политика
Алиса Виноградова «Огонёк» Фемен
Участница движения «Фемен» Алиса «Огонёк» Виноградова в 2017 году на акции против Петра Порошенко.

«Фемен» возвращаются

15 ноября винницкая полиция задержала и поместила в изолятор временного содержания участницу движения «Фемен» Алису Виноградову. Ей предъявили подозрение в поджоге и нарушении общественного порядка. В ночь на 14 ноября 29-летняя молодая женщина подожгла макет трамвая, символизирующего оффшоры Петра Порошенко. Макет трамвая размером с крупный микроавтобус установили возле фирменного магазина «Рошен». При этом активистка была, в лучших традициях движения, топлесс.

До этого Виноградова провела ещё две акции возле магазинов «Рошен» в Киеве. В обеих она была полуобнажена, а в одной совершила поджог фигурки медведя.

Теперь девушке, которую соратницы остроумно называют Алиса-Огонёк, грозит от трёх до семи лет лишения свободы. Её защищает адвокат Ярослав Яценко. Ранее на Украине участницам движения «Фемен» никогда не предъявляли очных официальных обвинений, несмотря на их эпатажные акции.

Раскол в движении

Это самая острая акция движения на Украине с августа 2012 года, когда одна из лидеров «Фемен» Инна Шевченко спилила крест, установленный в Киеве Украинской греко-католической церковью в память жертв политических репрессий.

Инне Шевченко пришлось бежать из Украины от уголовного преследования. И до 2014 года «Фемен» акции на Украине практически не проводили. Их активность переместилась в Европу, а центр движения находится в Париже, хотя есть отделения и в некоторых других странах ЕС.

Самыми известными в ЕС стали акции «Фемен» в 2013 году в Соборе Парижской Богоматери и на выставке в немецком Ганновере, где присутствовали Владимир Путин и Анжела Меркель. В 2015 году активистки напали на машину бывшего председателя МВФ Доминика Стросс-Кана, обвинённого в сексуальных домогательствах.

Единоличное лидерство в движении захватила амбициозная Инна Шевченко. По всей видимости, с ней осталась Анна Гуцол. А вот другие люди, стоявшие у основания организации в 2008 году – сестра Инны Александра Шевченко, Оксана Срачко, идеолог «Фемен» Виктор Святский – оказались за бортом. Саша Шевченко считает, что «Фемен» отошли от идеалов движения, превратившись в чисто коммерческий проект, приносящий прибыль его организаторам.

Эксгибиционистки против всех

В «Фемен» утверждают, что они выступают против всех форм эксплуатации женщин, за равноправие полов, за права сексуальных меньшинств, за свободу слова, против произвола властей и так далее.

По словам основательницы «Фемен» Александры Шевченко, форма протеста с демонстрацией обнажённой женской груди была выбрана лишь для привлечения максимального внимания. Саша называет её «секстремизм» - соединение смыслов слов «сексуальность» и «экстремизм». Но при этом, по мысли Александры, такая форма не несёт никакого сексуального контекста.

По оценке психологов, движение эксплуатирует индивидуальную предрасположенность некоторых женщин к эксгибиционизму – отклоняющемуся сексуальному поведению, связанному с обнажением перед объектами сексуального интереса.

Несложно заметить, что после отхода Александры Шевченко и других от движения и закрепления лидерства Инны Шевченко и Анны Гуцол, акции стали более вульгарными. Иногда они сопровождаются нецензурной лексикой.

«Фемен» не считает себя частью общего феминистического движения. С эти согласны и сами европейские феминистки. Подчеркнутая демонстрация женской сексуальности входит в противоречие и идеалами классического феминизма. А молодые полуобнажённые девушки, протестующие против проституции или сексуальной эксплуатации женщин, скорее дискредитируют идею своего протеста, чем подчёркивают её.

Не числом, а умением

Несмотря на возникающее временами большое внимание СМИ и общественности, внутренняя кухня «Фемен» почти неизвестна. Сами участницы акций не контактируют с прессой, руководители раздают комментарии крайне скупо, а интервью – никогда.

Лишь недавно появились видеовыступления и даже книга о «Фемен» Александры Шевченко. Но в них уже довольно давно не участвующая в движении Саша, главным образом, описывает прошлое и свой конфликт с сестрой. Об организации она говорит мало, а о финансировании – ничего. Лишь подчёркивает, что Femen выступают против всех, а значит – нет организаций и лиц, заинтересованных в их материальной поддержке. Представляется, что это отговорки.

По сказанным несколько лет назад словам Анны Гуцол, в «Фемен» есть внутреннее ядро из примерно 40 человек, до 300 активисток и до 15 тысяч участниц движения по всей Европе. Проверить это невозможно, поскольку «Фемен» официально никогда и нигде не были зарегистрированы.

Судя по тому, что акции проходят достаточно редко и в них участвуют по одной или по нескольку девушек – говорить о массовом движении вряд ли оправданно, хотя количество симпатизантов и может быть значительным. Достаточно небольшого организационного ядра и группы активисток-исполнительниц, состав которых может периодически меняться.

Покинувшая ряды «Фемен» в 2014 году активистка Алис утверждала, что в движении ,было от 15 до 40 постоянных участниц. Причем простых участниц лидеры идеологически обрабатывали с тем, чтобы сделать слепыми исполнительницами своей воли.

Кто девушек ужинает

В 2013 году внедрившиеся в «Фемен» французские журналисты из «Фигаро» сообщили, что по их информации рядовые участницы в Киеве получает по 1000 евро в месяц (тогда средняя зарплата в Киеве была 500 евро), а в Италии – по 2500 евро. Сообщалось также, что «в Париже расходы еще выше, говорят, что девушки из «Фемен» получают за день по 1000 евро» (видимо, имелись ввиду дни участия в акциях – прим. ред.).

Во всяком случае, проводимые мероприятия требуют серьёзных затрат. Чего стоит только недавнее изготовление макета трамвая в Виннице и оплата адвоката для задержанной Алисы-Огонька. Ссылки на доходы от продажи брендовых товаров, добровольные пожертвования и членские взносы по 10 евро в год вряд ли правдивы.

В прессе сообщали, что первоначально движение «Фемен» будто бы финансировал американский миллионер Джед Санден, владелец киевского медиахолдинга «KP media». Среди спонсоров упоминали музыкального продюсера и ди-джея из Германии, владельца компании «Жиголо рекордс» Хельмута Гайера и его соотечественницу бизнесвумен Беату Шобер.

Джед Санден в 2000 году был задержан в киевском аэропорту Борисполь СБУ и выпровожен из Украины из-за подозрения в шпионаже. В 2011 году Санден продал свой медиахолдинг структурам Рината Ахметова. С того времени его с Украиной ничего не связывало. А «Фемен» в 2012 году только подошли к пику первого периода своей активности на Украине.

Что же касается Хельмута Гайера и Беаты Шобер, то никаких подтверждений их связи c «Фемен» ни они сами, ни кто-либо другой никогда не приводили.

Истину не удалось установить даже Министерству внутренних дел Франции. В 2012 году запрос депутата Национального собрания Французской Республики Валери Бойер на тему: кто финансирует «Фемен»? министр внутренних дел Манюэль Вальс оставил без ответа. В том же году во Франции собрали десятки тысяч подписей за высылку активисток из страны. Но, как известно, и по сей день Париж – центр движения, когда-то возникшего на Украине. В Париже живёт и вышедшая из организации Александра Шевченко.

Кто бы ни спонсировал движение «Фемен» – это весьма влиятельные люди или организации. Правительства и правоохранительные органы европейских стран почему-то смотрят сквозь пальцы на выходки активисток незарегистрированной организации, которая действует фактически нелегально и финансируется втёмную.

Новая работа для украинских девушек

С 2015 года «Фемен» вновь обратили пристальное внимание на Украину, проведя ряд акций. Курирует украинское направление вернувшаяся в Киев Анна Гуцол. А самым узнаваемым лицом «Фемен», как когда-то Александра Шевченко, ныне стала темнокожая Анжелина Диаш де Кинташ. Это она под видом журналистки, с поддельным удостоверением, в июле 2017 года пробралась на встречу президентов Украины и Беларуси в Киеве, где смогла продемонстрировать обнажённую грудь Петру Порошенко и Александру Лукашенко.

В сентябре девушки полуобнажились на конкурсе Мисс Украина-2017 в Киеве и футбольном матче Украина-Турция в Харькове. И наконец пошли акции, направленные лично на президента Украины.

Но глава украинского государства, в свою очередь, начал ломать принятые ранее правила игры. Как уже отмечалось, все прежние задержания активисток были кратковременными, а до предъявления официальных подозрений дело не доходило никогда. Даже совершившей порчу памятного знака Инне Шевченко Виктор Янукович просто позволил уехать из страны.

Пётр Порошенко оказался жёстче. Завтра суд должен принять решение об избрании меры пресечения в отношении Алисы «Огонька» Виноградовой. Каким бы оно ни было – лёгкая жизнь и несерьёзные угрозы для «Фемен» закончились.

Переходите в Telegram
и подпишитесь на наш канал:
все статьи с аннотациями.