Украинец как концепт пропаганды
Украинцы в представлении из Москвы
С точки зрения российского обывателя всё просто: украинцы – это такие туповатые добродушные дядьки, которые говорят на «спивучей мове», пьют горилку и закусывают салом. И такие полные красивые женщины, которые варят вкусные борщи. Украинцы – братский народ, гласит советский идеологический постулат, который по инерции продолжают транслировать и нынешние российские СМИ.
Больше никаких других национальностей на Украине не проживает – исключительно вот такие вышеописанные персонажи. И уж тем более (Боже упаси!) никаких русских на Украине и в помине не существует.
Для того чтобы ответить на главный вопрос «за что воюют украинцы?» сначала нужно понять кто такие украинцы вообще.
Хотелось бы напомнить московским пропагандистам из гнезда Симоньян такой забавный эпизод. Сейчас весь Херсон заставлен плакатами «Херсон – русский город», «Навеки с Россией» и тому подобное (в Херсоне вообще исторически сложилась какая-то необъяснимая тяга к уличным плакатам).
А в декабре 2016 года по всему юго-востоку Украины прокатился песенный флешмоб – задавленные укронацистской властью люди под угрозой СБУ и радикалов выходили на железнодорожные вокзалы и хором пели песни на русском языке. Был такой флешмоб и в Херсоне. На что российские власти тогда ответили… пением песен на вокзалах на украинской мове. Более идиотского решения трудно даже себе представить, но зато оно хорошо укладывается в вышеописанную парадигму.
А теперь оказалось, что именно из-за этого лубочного представления об украинцах русские и понесли потери в первые недели СВО – надеясь на встречи с цветами, а получив нападения исподтишка на тыловые колонны.
Украинцы в представлении из Киева
Что же касается государственной идеологии Киева то тут термину «украинец» дали сразу несколько разных по смыслу значений.
Во первых, слово «украинец» стали использовать как синоним словосочетания «гражданин государства Украина». Национальность растворилась в гражданстве. Про любого русского, да хоть узбека, попавшего, скажем, в ДТП в Турции, украинские СМИ обязательно напишут: «украинец попал в ДТП в Турции». Это – чисто пропагандистский приём, нацеленный на лишение субъектности всех этносов, проживающих на территории Украины, прежде всего – русского.
Потом киевская пропаганда пошла ещё дальше, и стала называть украинцами не только граждан Украины других национальностей, но даже граждан Российской Империи, родившихся на территории современной Украины. Так, в украинцы записали русских Игоря Сикорского, Сергея Королёва. Но это уже из области курьёзов.
Промежуточные выводы
Но по факту украинцев как отдельного этноса не существует. На территории современной Украины проживают порядка двух третей этнических русских и одна треть малороссов – носителей южнорусского субэтноса. Именно так всё и было устроено в Российской империи.
Эксперимент коммунистов с созданием украинцев как отдельного, «братского русским» народа, очень напоминает другой их эксперимент – с разведением борщевика Сосновского. Когда долговременные последствия оказываются катастрофическими, а кажущиеся выгоды – вымышленными.
Борщевик Сосновского оказался не полезным кормом для сельскохозяйственных животных, а ядовитейшим сорняком, с которым невозможно бороться, он занимает всё большие территории. Украинство же оказалось не «братским народом», а агрессивной, тоталитарной, русофобской политической сектой.
Структура современного украинства
Начнем с того, что те, которых принято называть украинцами, на самом деле представляют собой не одно а два совершенно разных сообщества. Условно назовём их протоукры и евроукры.
Протоукры или рагули
Первая категория – это классические местечковые националисты, в народе их ещё называют рагулями или рогулями.
Поскольку городской культуры у них не было, они устроили культ из примитивной крестьянской еды (борщ, сало) и атрибутов сельской архаики (рушники, вышиванки и т.п.). Мракобесие сельской глубинки они дополняют гордостью за свой примитивный суржик малороссийским диалектом.
Проще говоря, это примитивизация и архаизация, приправленная местным колоритом. Несложно понять, что украинство в форме рагулизма характерно для западных малороссийских областей.
Это для них Валерий Бебик и его последователи сочиняют сказки про древних укров, выкопавших Чёрное море. Это их показывают в роликах когда они не могут в уме сложить два двузначных числа. Это их культовыми героями являются мерзавцы типа Бандеры.
Протоукры считают себя «справжними» (настоящими) украинцами и к своим братьям – евроукрам относятся с пренебрежением.
Евроукры или западоцентристы
В населенных этническими русскими восточных и южных областях Украины распространена другая форма украинства. По аналогии с протоукрами назовем их евроукрами.
По своей сути это старое-доброе русское западничество, которому уже много веков. Он основан на культе Запада как идеала построения человеческого общества. Если для протоукра глиняная изба с соломенной крышей – идеал мироустройства, для евроукра Европа и Запад в Целом – это воплощение рая на Земле.
Если там всё так прекрасно, к этому нужно стремиться – всё логично. Конечно же они просто идеализируют жизнь на Западе под воздействием официальной пропаганды. Но даже если это оставить за скобками, евроукры делают две смысловых ошибки.
Первая – они смешивают понятия «стремиться стать похожим на Запад» и «выполнять указания Запада». Если заложник выполняет указания террориста, он сам террористом от этого не становится. Но проблема в том, что никаким террористом евроукр Запад не считает. Наоборот, с его точки зрения Запад – это идеал добра и все его указания альтруистически нацелены не на свою пользу, а на пользу Украины.
Вторая ошибка – Россию евроукры считают антитезой Западу, соответственно себя они позиционируют посередине, т.е. между Россией и Западом. Отсюда в их представлении как бы существует формула – насколько хуже жизнь на Украине по сравнению с Западом, настолько жизнь в России хуже, чем на Украине. Поэтому как бы убого не жил украинец, он всё равно будет верить в то, что в России люди живут ещё хуже, как бы не ущемлялись его права, он будет считать, что по сравнению с Россией на Украине – свобода.
Иными словами – это искажённое рефлексирование на Россию. Не стоит забывать, что евроукры – это русские, в свое время отверженные и Украиной, и Россией.
Противоестественный союз
Остается открытым вопрос – как две такие разные по культуре и ценностям человеческие общности умудрились объединить под единым брендом украинства? Как рагульский пещерный национализм может сочетаться с западническим интернационализмом? Как зацикленные на мове рагули сосуществуют с «русскоязычными украинцами»?
Сейчас понятно – их объединяет наличие общего врага. И под артобстрелами даже протоукров не тянет на филологические дискуссии. Но ведь украинство возникло не 24 февраля 2022 года.
Ранее же силами пропаганды шло активное из сближение: евроукров ради их мечты о Европе заставляли надевать вышиванку и учить мову, а рагулям навязывали мечту о Европе.
И если посмотреть за что сейчас воюют украинцы, то евроукры воюют за свою Европейскую мечту. Русские своей спецоперацией отнимают у евроукров (этнических русских – напоминаю) самое ценное – их веру. Веру в райские кущи в благословенной Европе. Ну а рагули… рагули как все крестьяне воюют плохо, да их и количественно очень мало. А если отминусовать владельцев польских, венгерских и румынских паспортов, то и тех не останется.