Недавно Украину потряс очередной информационный скандал, на этот раз связанный с ядерной энергетикой. 8 апреля пять ветеранов атомной промышленности из числа бывших руководителей написали открытое письмо руководству страны.
В нём отмечалось, что в ядерной энергетике Украины складывается угрожающая ситуация, реакторы могут остановиться, за безопасность атомных электростанций никто не отвечает, последствия могут быть катастрофическими. На фоне экономического и эпидемического кризиса письмо вызвало нервную реакцию в украинском обществе и ряд панических публикаций в украинских и, особенно, некоторых иностранных СМИ. Действительно ли страна сползает к новому Чернобылю или тревоги бывших атомщиков преувеличены?
Ветераны-атомщики бьют тревогу
Письмо ветеранов-атомщиков касалось, в основном, не технических, а организационных и финансовых вопросов. Авторы обратили внимание на то, что в течение нескольких месяцев атомная отрасль не имеет постоянного руководителя. Следовательно, юридически никто не отвечает за безопасность АЭС. Нынешний руководитель НАЭК «Энергоатом» – ведущего поставщика электроэнергии страны – Пётр Котин, как и его предшественник, находятся в статусе временно исполняющего обязанности, и не имеет официального разрешения на деятельность органа ядерного регулирования.
«Неужели нам мало Чернобыля, и мы пытаемся повторить его снова?»,
- делают вывод авторы письма.
Но главное внимание эксперты акцентируют на том, что НАК «Укрэнерго» не оплачивает «Энергоатому» купленную у него электроэнергию. По официальным данным, на начало апреля долг составил около 5 миллиардов гривен. Из-за этого «Энергоатом» не имеет средств для обеспечения безопасной эксплуатации АЭС и их модернизации, а также и закупок ядерного топлива.
Авторы письма намекают, что это делается намеренно – лица, связанные с «Укрэнерго», просто кладут прибыли от продажи электроэнергии себе в карман, не рассчитываясь с поставщиком. А для обеспечения и закрепления этой схемы они ещё и пытаются протащить на руководящие должности в НАЭК «Энергоатом» людей, не имеющих отношения к атомной энергетике.
«Осознаёте ли Вы, что все это является грубым нарушением международного режима ядерной безопасности?»
- вопрошают у руководства Украины авторы послания?
О техническом состоянии атомных станций ветераны ничего не говорят.
Состояние украинских энергоблоков
Сейчас на Украине действуют 15 энергоблоков на четырёх АЭС (Запорожская, Южно-Украинская, Ровенская, Хмельницкая). В настоящее время, по информации НАЭК «Энергоатом», в работе — 12 энергоблоков, на трёх энергоблоках проводится плановый ремонт.
Самыми старыми из них являются 1-й и 2-й блоки Ровенской АЭС и 1-й блок Южно-Украинской АЭС, которые были введены в эксплуатацию в 1980-1982 годах. 11 энергоблоков введены в эксплуатацию в 1984-1989 годах. Самыми молодыми являются два блока на Ровенской и Хмельницкой АЭС, достроенные при помощи России в 2004 году.
Плановый срок эксплуатации энергоблока составляет около 30 лет, но он может быть продлён. Фактический срок использования энергоблоков по международному опыту – до 40-50 лет. Получается, что большинство энергоблоков украинских АЭС находятся на пределе плановых сроков и требуют их продления.
Износ ядерных реакторов происходит потому, что из-за непрерывного воздействия потока нейтронов на металлический корпус реактора он теряет конструктивную прочность и становится хрупким. Попросту говоря, такой реактор может взорваться, как паровой котёл под давлением, заражая радиоактивными веществами всё вокруг.
В России разработана уникальная технология отжига корпусов работающих реакторов, что упрочняет их и позволяет продлить эксплуатацию на 15 лет. Таким методом в России в 2017 году модернизировали два блока Кольской АЭС, а в 2018 году – блок Балаковской АЭС.
В 2015 году на Украине была принята программа модернизации энергоблоков для продления их эксплуатации, но технология отжига в них не предусматривалась. По сути, по ней реакторам просто разрешают проработать ещё 10 лет, проведя ремонт и некоторую модернизацию вспомогательного оборудования. Таким образом продлили сроки эксплуатации трех энергоблоков Ровенской АЭС, двух Южно-Украинской, четырех Запорожской и одного – Хмельницкой АЭС. Последний введен в работу буквально три дня назад после двухгодичного ремонта.
По оценкам украинских экспертов, реакторы имеют для достаточный запас прочности, чтобы проработать ещё 10 лет без применения технологии отжига корпуса. Не верить им нет оснований. Так что украинские атомные электростанции будут работать в нынешнем составе реакторов примерно до 2022 года, после чего должен начаться их вывод из эксплуатации. После 2029 года в строю должно останется только два реактора, которые могут работать аж до 2044 года.
В общем, с точки зрения прочности самих реакторов опасность нового Чернобыля не кажется реальной. Это косвенно подтверждает и отсутствие претензий со стороны российских разработчиков, которые обязаны следить за состоянием своих конструкций и информировать МАГАТЭ в случае обнаружения угроз. Это если срок эксплуатации старых реакторов не продлят ещё больше. Однако такой случай и его последствия пока невозможно спрогнозировать.
Вопросы ядерного топлива
В 2016 году издающийся голландской компанией Elsevier профильный журнал Energy Research & Social Science (ERSS) прогнозировал ядерную аварию на одной из украинских АЭС в ближайшие годы с вероятностью 80%. По мнению авторов прогноза, наиболее опасными являлись Ровенская и Южно-Украинская АЭС. Прогноз строился, преимущественно, на проблемах использования на украинских АЭС, конструктивно рассчитанных на российские топливные элементы ТВЭЛ, неприспособленных топливных сборок американской компании «Вестингауз». Действительно, на указанных АЭС произошёл ряд инцидентов с американским топливом.
Однако опыт последних лет эксплуатации оказался более успешным – инциденты не повторялись. Украина перешла к закупкам топлива в Швеции, хотя на самом деле это американское топливо. В 2018 году Украина закупила российского топлива на 375 миллионов долларов, шведского — на 523 миллиона. В 2019 году В 2019 было закуплено только шведское (американское) ядерное топливо на сумму 100 миллионов долларов. Хотя почти половина этой суммы приходилась на российское топливо, так как Америка закупает часть ресурса у России. А ещё в 2015 году доля российского топлива в украинских закупках достигала 95%.
Резюме
Новый Чернобыль Украине вряд ли грозит, если не учитывать какого-то особо неблагоприятного стечения обстоятельств. Но от такого не застрахован никто. Именно это и произошло в 1986 году на Чернобыльской АЭС во времена наивысшего развития советской атомной энергетики.
Наиболее вероятным кажется вариант, что украинская атомная энергетика будет постепенно скукоживаться и тихо умрёт в конце четвёртого – начале пятого десятилетия нынешнего века. К этому времени в стране не останется ни достаточного числа подготовленных специалистов-атомщиков, ни производства собственного оборудования для АЭС. А своего производства ядерных реакторов и топлива для них на Украине никогда не было.
Опять же, такое случится, если АЭС не остановятся раньше из-за финансовых или технических проблем. А они, как показывает письмо пяти, в украинской атомной энергетике очень серьёзные.