Выборы отменяются?
Рейтинг действующего президента колеблется на уровне 5-7%, переизбраться у него нет никаких шансов. Предвыборная кампания по выборам президента Украины 2019 года начинается в декабре 2018-го. Не позднее 21 числа Верховная Рада должна принять постановление о назначении выборов, а не позднее 31-го стартует избирательная кампания.
Т.е. у Петра Порошенко оставалось бы меньше месяца, если бы он решился на введение военного положения с целью переноса выборов. Инцидент в Керченском проливе случился как нельзя более вовремя – чуть раньше слишком долго до выборов, чуть позже – слишком очевидна цель. Она и так видна, но за месяц до старта предвыборного марафона можно попытаться хоть как-то оправдаться.
Возможное введение военного положения невыгодно никому, кроме самого Порошенко, его непосредственного окружения и клиентелы. Не трудно предположить, что оно вызовет негативную реакцию большей части политикума и олигархата. Бесконечно длить его не получится. Но это действующему президенту и не нужно.
По инсайдерской информации, в АПУ разработан план переноса президентских выборов на время после парламентских с помощью манипуляции с режимом военного положения. Порошенко хочет заранее обеспечить как можно больше мест в Раде для своей партии и надеется, что с течением времени ситуация может улучшится и для его президентских перспектив.
Так как объективные предпосылки не позволяют на это рассчитывать, в действительности в АПУ попросту тянут время. Задача – продлить функционирование режима любыми способами. Никакого глубокого политтехнологического расчёта здесь нет – только надежда на авось в будущем.
Придавливание оппозиции и народа
По закону военное положение даёт действующему режиму огромные преимущества по подавлению недовольства политических противников и народных масс. Фактически запрещаются любые проявления недовольства и вводится тотальный контроль над СМИ, населением и политиками.
Как раз 25 ноября на Украине начались радикальные и очень опасные для власти акции протестов владельцев автомобилей с европейской регистрацией. Недовольные новыми законами о ввозе старых машин из Европы, принятыми в интересах олигархов-импортёров авто, «бляхари» заблокировали для проезда 11 пунктов пропуска на западной границе Украины. Это серьёзная угроза стабильности режима. Но при военном положении, разогнать «бляхарей» можно любыми, самыми жестокими методами.
Таким же образом можно будет подавить любое проявление недовольства населения, чем бы оно не было вызвано – тарифами, ценами, налогами или произволом властей. Политическая оппозиция в парламенте также будет вынуждена сидеть тихо под угрозой репрессий.
Предупреждение Тимошенко и признаки провокации
О возможности введения Порошенко военного положения главная оппозиционерка Украины Юлия Тимошенко предупреждала ещё летом этого года. Она ошиблась только в месте провокации: полагала, что она будет организована в зоне боевых действий на Востоке Украины.
Однако на момент обращения Тимошенко конфликт на Азовском море ещё только начинал раскручиваться. К ноябрю 2017 он достиг нужной интенсивности.
По сообщениям российских СМИ, корабли ВМС Украины 25 ноября намеренно шли с нарушением правил прохода под Керченским мостом, установленным российскими властями. Оставляя за скобками их правомочность на международном уровне, отметим, что до этого все проходившие под мостом украинские корабли и суда, в том числе военные, этих правил не нарушали. Очень похоже, что катера и буксир ВМСУ специально провоцировали конфликт.
Также можно вспомнить, что в первой половине ноября Кабинет министров Украины принял постановление о порядке эвакуации населения во время военного положения. Очень вовремя.
Проявлялись и другие, менее явные признаки. Так, полиция начала проверку владельцев зарегистрированного оружия. Как известно, при военном положении оружие у гражданских лиц должно быть временно конфисковано.
Косвенным признаком может служить торопливое принятие парламентом изменений в Конституцию о курсе Украины на членство в ЕС и НАТО. Ничто не подталкивало депутатов сделать это именно сейчас. Если не принять во внимание инициативу президента, который наверняка рассчитывал, что после введения военного положения эти изменения отложатся на неопределённый срок (во время ВП вносить изменения в основной закон запрещается).
Заокеанское благословение
Предположительно, Пётр Порошенко или получил от заокеанских кураторов санкцию на введение ВП в обмен на обострение конфликта с Россией, или же рассчитывает на их благоприятную реакцию. До сих пор в Вашингтоне всячески поощряли любые обострения украино-российских отношений. Их можно легко использовать для усиления международного давления на Россию в интересах США и их союзников.
Америке, в общем, всё равно, кто из местных будет управлять украинским организованным хаосом. И при выполнении главных условий, Порошенко при всей своей коррупции американцев более чем устраивает.
Долго ли продержится военное положение и к чему оно приведёт
Вопрос о введении военного положения ВРУ начнёт рассматривать сегодня, 26 ноября, в 16:00 по киевскому времени.
Уже анонсировано, что условия положения могут быть введены частично. Это не удивительно – у режима просто нет ресурсов для их полноценного осуществления. Однако точечно, по мере необходимости, могут применяться любые чрезвычайные меры.
Даже сами представители власти успели заявить, что ВП не будет означать войны с Россией. Настоящая война не в интересах режима, так как однозначно приведёт к его краху. Но любые из ранее заявленных недружественных дипломатических и экономических шагов могут быть проведены: от прекращения транспортного сообщения – до разрыва дипломатических отношений.
Безусловно, усилится накал русофобской истерии в СМИ и акции радикалов против российских представительств на Украине. По сообщениям, этой ночью в Киеве сожгли машину российского посольства. Возможно усиление давления на русскоязычных граждан Украины, хотя конкретные формы такого процесса пока предсказывать бессмысленно.
По срокам Порошенко надо дотянуть ВП до начала предвыборной кампании в ВРУ, т.е. до июля-августа 2019 года. Теоретически он может длить его и дольше, но рано или поздно нынешнему президенту придётся провести парламентские выборы, а затем и президентские. Возможность превращения Порошенко в откровенного пожизненного диктатора, хотя её и нельзя исключить полностью, всё же маловероятна.
Однако для всего этого украинским нардепам надо ещё проголосовать за введение военного положения. Абсолютной уверенности, что большинство из них отдаст часть своих привилегий ради чьих-то амбиций нет, наверное, и у самого президента Украины.