Атомная бомба для москаля - как Украина создавала ядерное оружие

Экстренный сценарий военной операции на Украине был связан в том числе с тем, что киевский режим в ближайшее время мог создать атомную бомбу.
Власть
Владимир Зеленский на Мюнхенской конференции по безопасности
Бывший комедийный актер Владимир Зеленский не мог даже предполагать, во что выльется его речь на Мюнхенской конференции по безопасности 20 февраля 2022 года.

«Нам не оставили никаких шансов поступить иначе»

После переворота 2014 года политический режим на Украине стал стремительно мутировать из просто националистического в откровенно нацистский. На своих базах боевики из добровольческих подразделений создавали нелегальные тюрьмы, где пытали и убивали всех тех, кто им не нравился. СБУ из правоохранительного органа превратилась в структуру, открыто занимающуюся терактами, крышеванием бандитизма и подавлением любого инакомыслия. Большинство украинцев всё прекрасно понимали, но либо активно поддерживали, либо лицемерно закрывали на это глаза.

Что касается России, то она долгие 7 лет пыталась разными путями склонить руководство Украины к восстановлению территориальной целостности их же страны в рамках Минских соглашений. Но Киев успешно саботировал этот процесс, пользуясь поддержкой стран Запада.

Ситуация резко изменилась 24 февраля 2022 года, когда Россия начала СВО на всей территории Украины. В тот же день российский президент на встрече с представителями российских деловых кругов сказал ключевую фразу:

Нам не оставили никаких шансов поступить иначе.

Что конкретно имел в виду президент России? Это становится ясно, если проанализировать потенциал становящегося всё более неадекватным киевского режима по созданию оружия массового поражения.

Мы уже писали о том, что на Украине действовала обширная сеть секретных биологических лабораторий, где проводились работы со штаммами бактерий и вирусов, вызывающих смертельно опасные заболевания. Все эти лаборатории принадлежали военному ведомству США и работали в полностью закрытом режиме.

Уже одно это могло быть причиной военной операции. Собственно, так это и было в Ираке, где США в 1991 году провели военную операцию «Буря в пустыне» (надо бы и российским военным подумать о том как красиво называть свои военные операции). Однако, в отличие от той операции американцев и их союзников, где разработка химического оружия режимом Саддама Хусейна оказалось вымыслом, на Украине сеть лабораторий объективно существовала, что подтвердили американские официальные лица.

Но это всё были ещё цветочки по сравнению с украинской программой по созданию ядерного оружия.

Владимир Зеленский о ядерном оружии Украины

Нетрудно заметить, что спусковым крючком для СВО стало заявление Владимира Зеленского на Мюнхенской конференции по безопасности 20 февраля 2022 года о том, что Киев собирается выйти из Будапештского меморандума о нераспространении ядерного оружия.

Это было начало политической легализации ядерного статуса Украины. А реакция Запада – согласие на это. Отсюда следовало, что практический результат у Киева уже есть. Перепуганное МАГАТЭ сразу же инициировало проверки на украинских АЭС и договорилась с российским президентом о встрече. Армия России немедленно начала военную операцию с отчетливым акцентом на взятии под контроль Чернобыльской и Запорожской атомных станций.

Ядерные разработки в независимой Украине

Создание атомного оружия – крайне непростой процесс, не случайно сейчас его имеют всего девять стран – Россия, США, Франция, Великобритания, Китай, Индия, Пакистан, КНДР и Израиль. Связано это с тем, что для создания полноценного атомного оружия страна должна иметь как минимум:

а) желание;

б) теоретическую базу в области ядерной физики;

в) радиоактивное сырье;

г) технические возможности переработки этого сырья в ядерный заряд;

д) средства доставки ядерного заряда.

Киев последовательно шёл к формированию всех необходимых условий для создания собственного ядерного оружия ещё со времен Виктора Януковича. Программы по развитию как ядерной, так и ракетной сферы были запущены ещё правительством Николая Азарова. Однако особое ускорение они получили только после прихода к власти в стране националистов.

Отказ Украины от ядерного оружия

После распада СССР Украина была одной из самых мощных ядерных держав мира. На её территории была размещёна треть всего ядерного потенциала бывшего СССР. Это 1700 боеголовок в 130 межконтинентальных баллистических ракетах УР-100Н и 46 межконтинентальных баллистических ракетах РТ-23 «Молодец». Также в распоряжении Киева было 33 тяжёлых бомбардировщика, способных сбрасывать атомные бомбы.

Под давлением Запада и, в какой-то мере, России 16 ноября 1994 года Верховная Рада приняла закон «О присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года». Суть закона была в том, что Киев был готов декларировать свой безъядерный статус «после предоставления Украине ядерными государствами гарантий безопасности, оформленных путем подписания соответствующего международно-правового документа».

Таким документом стал Будапештский меморандум, подписанный Леонидом Кучмой 5 декабря 1994 года. Весь находящийся на тот момент на территории Украины ядерный арсенал был вывезен в Россию. Гарантами меморандума стали Россия, Великобритания и США.

Леонид Кучма впоследствии пояснял, что отказ от ядерного оружия был обусловлен объективными причинами – на тот момент у Киева банально не было средств на его содержание.

Атомная бомба как мечта националистов

Украинскими националистами решение об отказе от ядерного оружия было воспринято крайне негативно, благо, они в то время не представляли из себя сколько-нибудь значимой политической силы. Но мечта об «атомной бомбе для москаля» прочно с тех пор вошла в пантеон украинских национальных мифов.

И лидеры Украины, и простые политики из националистического лагеря, и националистические активисты постоянно вспоминали о Меморандуме, сокрушаясь, что у Киева нет ядерного оружия.

Вот что говорили эксперты на государственном Первом канале украинского телевидения в 2009 году:

Чтобы восстановить ядерный арсенал, много усилий не нужно. Технологии и специалисты есть. Всего 5-7 лет при соответствующем финансировании в $200 млн. в год, и Украина может вернуться в престижный клуб ядерных держав, говорят эксперты. Это может произойти еще до 2017 года.

Запас высокообогащенного урана у нас есть, построено два предприятия по добыче и переработке урана, завод по производству тяжелой воды. Есть технология создания электронных компонентов, специальная измерительная техника для определения изотопного состава ядерных материалов. На Украине один из самых больших запасов урана в мире.

Военные аналитики говорят: ядерное оружие - универсальное средство непрямого влияния, способ остановить потенциального агрессора. К тому же недорогой в содержании.

Нам не нужно строить шахты, можно использовать передвижные платформы и даже обычные ранцы для портативных бомб.

Если, например, подготовить сто диверсантов и дать им ранцевые ядерные фугасы, и они пешочком или на электричке поедут до вероятного противника, то я думаю, что и этот вопрос мы можем решить.

Лондон и Вашингтон дают добро

Вопрос Будапештского меморандума стал особенно актуальным после возвращения Крыма в состав России в 2014 году и разрешения Советом Федерации использования войск России на территории Украины. Киевский режим начал стремительно срастаться с радикалами-националистами – между ними уже не было никаких противоречий, в том числе и в вопросе о создании украинской атомной бомбы, и в том что она должна предназначаться только для России.

Буквально сразу после успешного переворота в 2014 году в Париже произошла встреча министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга, Государственного секретаря США Джона Керри и исполняющего обязанности министра иностранных дел Украины Андрея Дещицы. Её итогом стало заявление, что

Будапештский меморандум обязывает страны воздерживаться от угроз или использования силы против территориальной целостности или политической независимости Украины в обмен на отказ Украины от ядерного оружия.

Это был намек на то, что если территориальная целостность Украины нарушена, то это фактически отменяет обязательства Киева по Будапештскому меморандуму и дает право Украине стать ядерной державой.

Мечта об «атомной бомбе для москаля» прочно вошла в пантеон украинских национальных мифов.

В ответ на российские апелляции к Минским соглашениям они неизменно отвечали апелляциями к Будапештскому меморандуму, который увязывает неядерный статус Украины с её территориальной целостностью. Так, в декабре 2018 года во время провокации в Керченском проливе Петр Порошенко опять вспомнил о Будапештском меморандуме, обратившись к США и Британии.

Теоретическая база

В Советском Союзе создание атомного оружия было огромной отраслью, в которую было вовлечено множество НИИ с собственными исследовательскими ядерными реакторами. В УССР один из них – это Институт ядерных исследований НАН Украины в Киеве, другой – Харьковский физико-технический институт. Про уровень этих учреждений говорит тот факт, что в Харькове работал выдающийся советский физик-теоретик Лев Давидович Ландау.

После обретения независимости эти НИИ пришли в упадок. Но затем, с 2014-го года с ними произошла та же метаморфоза, что и с ВСУ. После десятилетий забвения и разграбления в тоталитарном неонацистском государстве они предсказуемо оказались на пике востребованности. По негласному распоряжению Петра Порошенко, который тогда занимал пост президента, работы этих институтов обрели выраженную практическую направленность и нарастающую активность.

В последние годы Киеву удалось создать целый ядерный научный кластер, в который входили, помимо двух упомянутых НИИ, Институт проблем материаловедения им. И. М. Францевича и Физико-механический институт им. Г. В. Карпенко НАН Украины. К разработке отдельных проблем в этой сфере привлекали сотрудников Одесского национального политехнического университета, а также профильные подразделения Киевского национального университета и Физико-технологического института материалов и сплавов Национальной академии наук. В работах также участвовали Институт проблем безопасности АЭС в Чернобыле, Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности в Киеве и Институт физики конденсированных систем во Львове.

В результате, по данным экспертов, были достигнуты «значимые результаты» в области моделирования цепных ядерных реакций, разделения изотопов расщепляющихся материалов, а также в сфере изучения и металлургии ядерных материалов. Накануне начала СВО будучи перед угрозой разоблачения, киевские преступники всю ценную документацию, хранящуюся в научных центрах в Киеве и Харькове частично уничтожили, а частично перевезли во Львов.

Сырье для атомной бомбы

Несколько лет назад появились данные о том, что Украина активизировала геологоразведку глубинных слоев на территории действующих урановых шахт, а также освоение перспективных урановых месторождений, в частности в Николаевской, Днепропетровской и Кировоградской областях.

Эксперты утверждают, что на гидрометаллургическом заводе в Желтых Водах уже осуществляется переработка концентрата оксида урана из добываемой на Украине руды, который может использоваться в процессе обогащения урана в газовых центрифугах без дополнительной переработки и очистки.

Одновременно украинские представители инициировали диалог с иностранными компаниями об оказании Украине помощи в создании на территории страны уранообогатительных предприятий.

Но это делалось уже на перспективу. Свой же первый ядерный заряд украинские ученые собирались создавать на основе плутония за счет скрытого его получения из хранящегося на территории страны отработавшего ядерного топлива.

Ранее все украинские атомные электростанции работали на российских ТВЭЛах, которые после отработки возвращались «Росатому». Затем реакторы один за другим стали переводить переход на топливные сборки от американской компании Westinghouse Electric. Они плавились, от этого их периодически перекашивало и они заклинивали, что создавало множество аварийных ситуаций. Но Киев отказываться от них не собирался несмотря ни на что. Все видели в этом сугубо политическую подоплёку. Но была и ещё одна немаловажная причина, о которой помалкивали – в отличие от россиян, американцы свои отработанные топливные сборки не забирали.

Таким образом, оружейный плутоний мог быть синтезирован в результате работы атомного реактора, а повышенная радиоактивность в области Чернобыльской АЭС могла быть использована как прикрытие для соответствующих испытаний.

Более того, по данным экспертов, на начальном этапе для ускорения этих работ Киев получил из США готовый плутоний необходимого качества.

Инфраструктура

Для работ по атомному проекту в распоряжении киевского режима была целая сеть АЭС и один немаловажный фактор – Чернобыльская зона с повышенным уровнем радиации, которая идеально подходит для проведения секретных экспериментов с возможным выбросом радиоактивных частиц.

Однако после того как в 2010 году США вывезли из Украины запасы обогащённого урана самостоятельно Украина создать ядерное оружие не могла – отсутствовали обогатительные центрифуги. Без них производство обогащённого урана или плутония невозможно. Производятся они вообще только в США и России.

Соответственно, если какие-то работы на Украине и велись, то только с ведома и при поддержке США. Владимир Зеленский, когда говорил о возможности выхода из ядерной сделки, это наверняка знал. А вот успел ли он скрытно получить в США технологии центрифужного обогащения урана и лазерного разделения изотопов – это вопрос на который у нас нет ответа.

Средства доставки

В одном из своих выступлений Сергей Шойгу упомянул, что находящиеся сейчас на вооружении ВСУ баллистические ракеты «Точка-У» вполне способны служить средством доставки ядерного заряда. Но это далеко не всё.

Украина поставляла на коммерческий рынок компоненты и готовые изделия в виде жидкотопливных ракет, например всем известный «Зенит» в различных модификациях или «Днепр», которые проектировал и производил «Южмаш» и КБ «Южное». По сути – это межконтинентальные баллистические ракеты, просто переделанные под гражданский рынок.

Начиная с 2013 года Украина договорилась с Турцией о взаимодействии в ракетной сфере. Основную роль в нем должны играть украинские ракетно-космические предприятия «Южмашзавод» и КБ «Южное», ранее участвовавшие в создании советского ракетно-ядерного арсенала.

Основной целью этого сотрудничества было заявлено создание мобильного комплекса, оснащенного твердотопливной баллистической ракетой дальностью до полутора тысяч километров. Неофициальной, по мнению экспертов, – создание комплекса с баллистическим ракетами для доставки ядерного оружия.

Параллельно в стране на мощностях «Южмашзавода» занимались разработкой для Саудовской Аравии мобильного ракетного комплекса наземного базирования «Гром-2». Комплекс должен был иметь дальность до 280 километров с перспективой её увеличения до 1000 километров.

Не следует забывать и слова, сказанные в эфире украинского телевидения в 2009 году – помимо ракет уже тогда киевские ястребы собирались использовать против России (а кого де ещё) диверсантов, засылаемых в Россию с ранцевыми ядерными зарядами. И да, в СССР такие заряды имелись.

Выводы

Мы не претендуем на истину в последней инстанции. Мы даже не исключаем, что причина начала СВО могла быть иной. Есть другие версии и, может быть, мы их тоже впоследствии рассмотрим. Но факт остаётся фактом: научно-промышленная база, чтобы сделать атомную бомбу на Украине была.

Эксперты полагают, что научное сообщество Украины обладало (до СВО) достаточными компетенциями для создания устройства как «имплозивного», так и «пушечного» типа. НИОКР по созданию ядерного взрывного устройства, которое в дальнейшем можно было бы использовать в конструкции ядерных боезарядов, велись как по урановому, так и по плутониевому направлениям.

Эти работы были начаты при Петре Порошенко и особенно активизировались при Владимире Зеленском. При этом для работ по выделению плутония Киев использовал зону Чернобыльской АЭС, где такие работы можно было проводить скрытно от мирового сообщества. Не было только центрифуги для обогащения урана, но эти технологии могли Украине передать или помочь с производством.

И в какой-то момент российский президент отчетливо понял, что если не начать военную операцию немедленно, условно завтра будет уже поздно. Если бы Киев заявил о том, что он владеет ядерным оружием, это сразу бы перевернуло всю российско-украинскую политику. Он бы переиграл все территориальные конфликты с Россией и диктовал любые условия России.

И, кстати, подобное в истории уже было! Великобритания не просто разделила свою бывшую колонию – Индию – на две страны, но и помогла обоим обзавестись ядерным оружием. И тогда обе страны сцепились в клинче – многолетнем априори неразрешимом конфликте. Притом если Индии британцы помогали в разработке атомной бомбы, то Пакистану просто передали документы для её производства. А официально объявили, что они были украдены.

Первый канал украинского телевидения о восстановлении ядерного статуса Украины, 2009 год

Переходите в Telegram
и подпишитесь на наш канал:
все статьи с аннотациями.