На первом (2019-м) году своего правления Владимир Зеленский был собой и даже немного телевизионным Василием Голобородько – сыгранным им сериальным президентом, расстрелявшим Раду и пославшим подальше МВФ. На втором (2020-м) году в политическом смысле он по большей части превратился в своего предшественника Петра Порошенко. От самого Зеленского осталась только полная некомпетентность во всём, что не касается актёрской игры на публику.
Действующий глава государства полностью помирился со своим предшественником. Оба они ведут себя так, будто уговорились на виду показывать вражду, но на самом деле поддерживают как минимум дружественный нейтралитет. Подчиняющаяся Зеленскому Генеральная прокуратура расследует дела по Порошенко так, что СМИ об этом нечего писать. Чтобы как-то сгладить впечатление и замылить глаза общественности недавно пришлось открыть ещё одно ничтожное дело – с тем же нулевым результатом.
Со своей стороны, националисты-порохоботы уже полгода как оставили Зеленского в покое – никаких пикетирований правительственных зданий. А парламентская фракция порошенковской «Европейской солидарности» послушно голосует вместе со «Слугой народа» Зеленского за самые одиозные и антинародные законы.
Этот неформальный мирный договор был заключён по инициативе и под нажимом американского посольства примерно в середине лета 2020 года. В метрополии посчитали, что внутренние дрязги в важной колонии могут помешать подготовке к её использованию по основному назначению – в качестве тарана для РФ. Офису действующего президента популярно объяснили, что в Америке у демократов всё схвачено – президентский пост, считай, у Джо Байдена в кармане. Поэтому, мол, не стоит ссориться с его верным приспешником.
Каждый из украинских участников соглашения, вероятно, мнит себя в выигрыше. Зеленский полагает, что задёшево получил лояльность националистов, которых он очень боится. Всего-то за отказ от мирных инициатив на Донбассе и выполнения Минских соглашений. К слову, под Зеленским здесь следует понимать не столько его самого, сколько регулярно меняющихся теневых кардиналов из его окружения. Имеет ли сам президент какую-то твёрдую политическую позицию – неизвестно. Есть большие подозрения, что не имеет – как флюгер на ветру чужих интересов. Быть просто неплохим парнем без политического опыта и способностей к государственному управлению оказалось недостаточно, чтобы стать полноценным президентом.
Порошенко, очевидно, радуется, что наконец-то почти избавился от мелких неприятностей, причиняемых ему украинской прокуратурой. В его штабе строят воздушные замки о возвращении «седовласого гетмана» на высший пост. На досрочных ли президентских выборах или ещё как – неважно.
В действительности расчёты обоих президентов далеки от реальности. В Америке и бывшего, и нынешнего глав Украины списали с политических счетов.
Для Порошенко сигналом стало то, что его не пригласили в Вашингтон на инаугурацию его «лучшего друга» Байдена. С начала нового года порохоботы распространяли в СМИ и соцсетях многозначительные намёки как повысится рейтинг и политический вес их лидера после вступления в должность «сонного Джо». А тут такой облом…
Неожиданным он стал только для самих порохоботов. Для объективных наблюдателей было понятно, что экс-гарант стал токсичным для Вашингтона после скандалов с плёнками нардепа Андрея Деркача – слитыми на публику записями телефонных разговоров Порошенко с Байденом. Они подняли самую неприятную для семьи нового американского президента тему – коррупции его сына Хантера (а косвенно – и самого Джо) на Украине.
Порошенко стал для американских демократов, союзом с которыми они так гордился, как говорят в Америке сбитым лётчиком. Политиком, дальнейшее сотрудничество с которым бросает тень и вредит репутации. Самое большее, на что он может теперь рассчитывать со стороны США – ободрительные заявления от лиц второго и третьего эшелонов из американской власти. В штабе порохоботов это ещё не совсем поняли – трудно отказываться от амбиций и иллюзий. Но осознание придёт.
Зеленский же на втором году своего правления становится хромой уткой – ещё один термин из американского политического сленга, в широком толковании обозначающий президента без политических перспектив. Это своеобразный рекорд – даже Порошенко называть хромой уткой стали в конце четвёртого года правления.
Офис Зеленского и украинское внешнеполитическое ведомство слишком долго выбирали между Дональдом Трампом и демократами. В результате не получили поддержки и доверия ни одной из сторон. И если Трампа сейчас на Украине можно игнорировать, то новая демократическая администрация уже задействовала ряд жёстких мер, косвенно бьющих по действующему гаранту. Американское посольство требует от властей Украины репрессий: исключить из парламентской фракции «Слуга народа» нардепа Александра Дубинского и некоторых других близких к нему парламентариев, позволявших себе критику американской политиков и их политики на Украине. Так как Дубинский прошёл в парламент по партийному списку, то исключение из фракции может стоить ему депутатского мандата (хотя на практике это будет сложно сделать). Также группа Дубинского (вместе с группой Деркача, всего 11 нардепов) попали под прямые санкции американского правительства. Это огромный удар для репутации украинской власти в целом, а в особенности – её пропрезидентской части.
Ещё одним звонком для Зеленского стало обострение скрытого конфликта между «Слугами» и сороснёй, который уже выплёскивается за стены Рады. Хотя свара идёт за деньги, но конфликт такого рода не может не иметь политической окраски. Причём соросята чувствуют себя более уверенно – надеются на усиление ослабевшей при Трампе американской поддержки.
На инаугурацию Байдена Зеленского также не пригласили, но позволили посмотреть её в прямой трансляции в компании врио посла США Кристины Квин. Поэтому пока нет оснований считать, что США возьмут курс на отстранение Зеленского от власти до конца официального срока президентских полномочий. Но уже ясно, что своим доверенным человеком его самого и его окружение там не считают. Он не показал ни личной преданности, ни способностей к быстрому и безоговорочному выполнению директив США и международных организаций. Может и хотел бы, но не смог. В лучшем случае он дохромает до 2024 года и тихо сойдёт с украинской политической сцены навсегда.
А на смену ему американцы поставят кого-то из абсолютно преданных себе людей, выращенных в питомниках Сороса. Пока никто не знает, будет ли это кто-то из нынешней соросни типа Шабунина или на сцену выведут новую, специально подготовленную фигуру. И только тогда украинский народ в полной мере почувствует – как это жить в настоящей колонии. Времена Порошенко и даже Зеленского, не говоря уже о Януковиче, будут казаться эрой реальной независимости.