В середине июля из Украины сбежал один из личных врачей Зеленского. Персональный эндокринолог президента Украины выехал на научную конференцию в Имперский колледж Лондона, но вечером 14 июля его номер в отеле «Риц Лондон» оказался пуст. Через два дня доктор объявился в центре для украинских мигрантов в Париже. Предположительно из Лондона в Париж он добрался на автобусе, такое путешествие занимает около 10 часов.
Граждане Украины могут законно находиться во Франции, не имея виз и других разрешающих пребывание документов, в течение 90 дней. Доктор обратился в префектуру Парижа за временной защитой. Это позволяет получить разрешение на пребывание во Франции на срок от шести месяцев до трёх лет и помощь в получении жилья.
Случай с личным эндокринологов Зеленского знаковый, но далеко не единственный. Массовый отток врачей из Украины случился ещё задолго до начала военных действий в стране. Мизерные зарплаты вынуждали украинских медиков покидать родные места в поисках лучшей доли. Массовый отток профессионалов за рубеж поддерживался и тем, что в странах Евросоюза из-за нехватки медперсонала, усугублённой ситуацией с коронавирусом, трудоустройство иностранных медиков было упрощено.
Начало полномасштабных боевых действий ситуацию ещё более усугубило. Медиков стали массово призывать на военную службу, что непосредственно отражается на гражданском секторе.
В этом случае показательным стал ракетный удар по войсковой части А3990 в Полтаве третьего сентября 2024 года. По словам медика добровольческого батальона «Госпитальеры» Игоря Ткачева, многие военные погибли из-за недостаточной подготовки медиков Скорой помощи.
Приехавшие врачи были молодые девушки с длинными ногтями, которые кричали, тряслись и не знали, что делать, растерянные… Им просто грузили тяжелых, без рук и ног, в конвульсиях, умирающих людей в машины, и они терялись. У них я не увидел ни турникетов, ни какой-либо организации процесса, ничего.
Потребность в медиках растёт и на фронте. Сейчас ВСУ несут самые большие потери за годы войны с Россией, из-за длины фронта и дефицита снарядов и техники. В августе потери ВСУ составили 1000-1300 человек в сутки, из которых 60% это погибшие и тяжело раненные. При этом врачи тоже гибнут из-за нахождения вблизи линии боевого соприкосновения, хотя ВС РФ никогда не наносит ударов по госпиталям, даже военным.
Сейчас проблему с дефицитом врачей пытаются решить увеличением бюджетных мест в медицинских вузах Украины. Но, учитывая, что на врача учиться нужно не менее 6 лет, прямо сейчас это никакого эффекта не даст. Да и желающих идти в медицину в условиях суицидальной войны на Украине не так много.