Сразу после нападения укронацистских формирований на Курскую область так называемая «министр реинтеграции» Ирына Верещук заявила о закрытии гуманитарного коридора на границе Сумской области Украины и Курской области России в эфире национального телемарафона «Единые новости».
Примечательно, что о нападении ВСУ на Курскую область Верещук не сказала ни слова, мотивируя закрытие гуманитарного коридора якобы участившимися обстрелами Сумской области с российской стороны.
Это, кстати, объясняет почему киевская пропаганда крайне неохотно освещает ход рейда укронацистов в Курскую область. Эта операция проводится только для западной публики. Для внутренней же аудитории она рушит образ Украины как жертвы агрессии.
Формально украинские пункты пропуска на границе с Россией были закрыты ещё с февраля 2022 года. Однако существовала лазейка. Между российским селом Колотиловка Краснояружского района Белгородской области и селом Покровка Краснопольского района Сумской области до последнего времени существовал неформальный коридор. Для того, чтобы попасть из России на Украину нужно было пройти пешком 3 километра по гравийной дороге.
Гуманитарный коридор «Колотиловка-Покровка» был единственным на российско-украинской границе и он действовал только в одну сторону: из России на Украину. Российская сторона через него пропускала всех желающих и была готовы принять всех желающих, украинская же принимала только имеющих украинское гражданство и не выпускала никого вообще.
Учитывая колоссальный разрыв в уровне жизни, общественной культуре, развитости инфраструктуры, да и вообще степени цивилизованности между двумя странами может создаться впечатление, что ехать из России в концлагерь площадью 500 тыс. км2 может только безумец. Тем не менее, такие желающие были. В пиковые дни их число превышало сотню человек, а так обычно два-три десятка в день.
Резоны различные. Кто-то решил воссоединиться со своими близкими, остающимися в заложниках у киевского режима. Но чаще людьми двигали меркантильные соображения. У жителей территорий, перешедших под контроль РФ, стала популярной тема одновременного получения двух пенсий – и в России и на Украине. И, оформив российскую пенсию, они ехали на Украину, чтобы оформить украинскую.
Небольшая экзотическая категория – бывшие заключённые на новых российских территориях. Когда украинская армия драпала в феврале 2022 года, киевские власти просто бросили все места заключения. Охрана осталась и продолжила нести службу и при российской власти. Затем, когда уже российские власти выходили из Херсона, они забрали с собой всех зеков. А те сотрудники охраны которые решили остаться, были арестованы и осуждены вернувшимися укронацистами. Что же касается бывших украинских, а теперь уже российских арестантов, то по мере того как заканчивался их срок и они выходили на свободу, они решали вернуться домой вообще плохо понимая что происходит.
Теперь самым ближним и простым вариантом попасть из России на Украину стал гуманитарный коридор «Мокраны-Доманово», который действует на белорусско-украинской границе. Впрочем, куда актуальнее сейчас для жителей Украины обратный вопрос: как сбежать с прокажённой территории.