В неканонических украинских православных конфессиях затягивается узел противоречий. Как бы ликвидированная раскольническая УПЦ Киевского патриархата (КП) под руководством свергнутого самозванного патриарха Филарета продолжают бороться за приходы и влияние на верующих с новосозданной полупризнанной Православной церковью Украины (ПЦУ). И даже среди сторонников ПЦУ нет единства: зреет заговор против предстоятеля церкви митрополита Епифания, которого хотят сменить на фигуру, полностью лояльную Петру Порошенко.
Четыре церкви вместо двух
Бензину в огонь раскольнического раскола, поутихшего было на фоне коронавируса и предвыборной кампании, подлил бывший командир т.н. батальона «Айдар» Сергей Мельничук. В конце сентября этот разыскиваемый Интерполом за разбой деятель опубликовал документы, свидетельствующие о незаконности формальной ликвидации УПЦ КП и УАПЦ. На предшествующем получению томоса «объединительном соборе» в декабре 2018 года было принято решение, что они ликвидируются, а их имущество переходит в распоряжение организации-правопреемника под названием «Митрополия УПЦ». На самом же деле была создана организация «Киевская митрополия ПЦУ», которая никакого права на имущество КП и УАПЦ не имеет. В результате, по словам Мельничука, произошел рейдерский захват имущества УПЦ КП группой лиц в пользу Петра Порошенко.
Проверить правдивость претензий не представляется возможным, так как оригинал постановления «объединительного собора» находится у Вселенского патриарха Варфоломея, а он его никому не показывает. Скорее всего, название церкви было изменено по указанию Константинопольского предстоятеля, ведь именно его митрополией стала ПЦУ. Но теперь это формальный повод для Филарета (Денисенко) и его сторонников выдвинуть претензии. Тем более, что после предоставления автокефалии Вселенский патриарх вернул Филарету канонический митрополичий статус.
Сейчас в судебных инстанциях рассматривают около 60 исков в защиту интересов Киевского патриархата. Эти иски, в том числе, поданы и физическими лицами, пояснила руководитель юридической службы Филарета Неонила Ткаченко. Люди становятся на защиту своей Церкви, и стремления их абсолютно понятны. Основные иски уже прошли все украинские инстанции и сейчас рассматриваются в Европейском суде по правам человека. Также дело по иску Филарета принято на рассмотрение Верховным Судом Украины, и вскоре его рассмотрит Кассационный административный суд.
В особой ситуации оказались заграничные приходы УПЦ КП. Отдельным пунктом предоставления томоса об автокефалии Варфоломей оговорил, что ПЦУ не имеет права окормлять заграничные приходы, т.е. просто отжал их себе. Однако Европейский деканат УПЦ КП посчитал, что оснований для перехода под юрисдикцию Вселенского патриархата у него недостаточно и обратился за разъяснениями к Епифанию: кому им теперь подчиняться? Ведь если украинские раскольнические приходы, несмотря на внутренние противоречия, так или иначе продолжали ориентироваться на Киев, то иностранные приходы должны были вопреки своей воле полностью переориентироваться на Константинопольскую православную церковь в каноническом смысле. Это если не рассматривать имущественные вопросы, что ещё больше запутывает положение.
Но митрополит ПЦУ Епифаний в своей обычной манере уклонился от прямого ответа и рекомендовал Европейскому деканату самому разобраться с Вселенским патриархатом. Ответственные же представители Константинопольской церкви не дали никакого ответа. Поэтому приходы Европейского деканата просто зависли, превратившись в диоцезию с неясным статусом. Кому им подчиняться: КП, ПЦУ или Константинополю?
Чёрная метка для Епифания
Нарастают противоречия и между политическим отцом-основателем ПЦУ экс-президентом Петром Порошенко и предстоятелем церкви митрополитом Епифанием (Думенко). Каждый из них играет свою игру. Порошенко недоволен тем, что ПЦУ его не безоговорочно поддерживает. Так, перед началом местной избирательной кампании её Священный синод разрешил священникам баллотироваться в местные советы от любых партий, тогда как Порошенко рассчитывал, что они будут выдвигаться только от его «Европейской солидарности». И хотя некоторые священники ПЦУ открыто агитируют за ЕС, полупредательская позиция Епифания для Порошенко совершенно ясна.
Поэтому политическое окружение бывшего президента и он сам вынашивают планы по замене главы ПЦУ на более послушного и удобного для себя церковного деятеля. В этом их поддерживают уличные националисты, считающие Думенко недостаточно патриотичным за его слишком мягкие, по их мнению, высказывания в отношении Донбасса и России. Весной они уже проводили по этому поводу акции протеста у кафедрального Михайловского собора в Киеве. Также среди недовольных – самые радикальные священники, значительное число которых имеют приходы как раз в столице и Киевской области.
В качестве преемников (вернее – сменщиков) Епифания рассматривают кандидатуры митрополита Винницкого Симеона (Шостацкого), земляка и верного сподвижника Порошенко, или же митрополита Луцкого Михаила (Зинкевича). На первом настаивает сам экс-президент, на втором – националисты, не желающие чрезмерного усиления влияния Порошенко в церковных делах.
До местных выборов 25 октября церковный переворот почти точно не произойдёт – не до него. Но вот после попытки свергнуть или отстранить Епифания почти неизбежны. Однако это не значит, что они обречены на верный успех. Тихий Епифаний не раз показывал, что он опытный интриган и без боя не сдастся.