Почему в правительстве Украины работают иностранцы

Привлечение иностранцев к управлению государством, говорит об одном: Украина находится под внешним управлением.
Опубликовано: Чт, 18 августа 2016 г. в рубрике "Власть", обновлено: 25-08-2024, 21:02
Наталья Яресько, Сандро Квиташвилли и Айвар Абромавичус
Иностранцы в правительстве Украины

Приглашение иностранцев на посты в правительстве не новое явление. Можно вспомнить шведского конунга Рюрика, по преданию призванного новгородцами в 862 году «править нами». Много иностранцев было среди сподвижников императора Петра І – Брюс, Гордон, Лефорт.

В новейшее время иностранных специалистов больше приглашали не на руководящие, а на консультативные должности. В государственных аппаратах Японии эпохи Мэйдзи, послевоенной Германии, ельцинской России и Грузии времен Саакашвили работало множество иностранных советников.

Украина после 2014 года пошла по своему пути: иностранцам без проблем предоставлялись министерские портфели.

Иностранцы на высоких должностях

Некоторые варяги первой волны в правительстве Украины уже бесславно покинули посты министров или заместителей министров. Это б. министр экономического развития Айвар Абромавичус, б. министр финансов Наталья Яресько, б. министр здравоохранения Сандро Квиташвилли, б. замминистра МВД Эка Згуладзе, б. замминистра юстиции Джаба Эбаноидзе. Уход большинства из них сопровождался коррупционными скандалами или слухами о злоупотреблениях. Например, Згуладзе была задержана в аэропорту с 4 миллионами долларов наличными. Естественно, никаких правовых последствий для неё это не имело.

В апреле должность главы правления «Укрзалізниці» получил бывший председатель совета директоров Польской железной дороги, гражданин РП Войцех Бальчун, не знающий украинского языка. 68-летний польский «реформатор» Лешек Бальцерович стал представителем Президента в правительстве, а также вместе со словацким экс-министром экономики Иваном Миклошем главой Стратегической группы советников по поддержке реформ на Украине. В СМИ начали активно обсуждать возможное трудоустройство на Украине экс-министра транспорта Польши Славомира Новака главой «Укравтодора».

Должность губернатора Одесской области два года занимает бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, разыскиваемый грузинской полицией. Он собрал вокруг себя «молодую команду» из других своих соотечественников – тоже беглецов от закона. И чуть-чуть российских диссидентов.

Последним импортным благоприобретением украинского правительства стала исполняющая обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун – американка украинского происхождения, бывшая активистка Майдана. Кажется, уже получившая вместе с мужем украинские паспорта.

Иностранцам безразлична Украина

Приобретение иностранцами во власти украинского гражданства – тот ещё вопрос. Они или месяцами работали без него, или получали за один день – вне всяких законов. Причём, в действительности от прежней родины добровольно никто не отказался. Ведь нужно быть сумасшедшим, чтобы пожертвовать американским гражданством ради украинского. Что охотно подтвердит Натали Энн Джареско, вернувшаяся на свою настоящую родину - на Иллинойсщину.

Двойного гражданства лишили одного только Михаила Николозовича. И то по инициативе Грузии, уважающей свои законы, как выяснилось, больше, чем Украина – свои.

Итак, грузины, прибалтийцы, поляки, иногда украинские американцы и чуть-чуть, в виде исключения, русских и словаков – таков этнический состав иноспециалистов в украинской власти.

Роднит их то, что все они связаны с международными или американскими фондами или организациями. Через них они в своё время попали в руководящие структуры своих стран. Хотя почти никто не занимал там особо высоких постов, кроме Саакашвили. Но Грузия по масштабам – не США, не Польша и даже не Украина. А кроме того говорят, что Саакашвили не оставил премьерских амбиций.

Варяги на высоких должностях получают зарплату, до недавнего времени бывшую несравнимой с оплатой труда коренных украинцев, занимающих аналогичные посты. В пределах 1 млн. гривен (40 тыс. долларов США) в месяц.

Безответственность и некомпетентность

Для большинства из варягов доверенный им на Украине уровень управления был неадекватен их прежним должностям. А уровень профессиональной компетентности – не соответствовал новым.

Тот же «польский реформатор» Бальцерович занимался на родине тем, что уничтожал экономические предприятия, построенные при социализме. Его дело на Украине продолжил Абромавичус, получивший в своем министерстве прозвище Анчоус.  Кроме этого, никаких реформ Анчоус не провел, уйдя со скандалом. К чести Бальцеровича, от министерского поста в правительстве Гройсмана он отказался. Предпочтя должности представителя и советника, не предполагающие никакой ответственности. Зря опасался. Министры-иностранцы не несут перед Украиной никакой ответственности по определению.

Единственным «достижением» Джареско на посту министра финансов, стала неоднозначная реструктуризация внешнего украинского долга. Загнавшая страну в финансовую кабалу на ближайшие 25 лет. За обвал гривны, истощение золотовалютных резервов или исчезновение значительной части физического золота из страны ей никто не попенял.

Ещё менее компетентными были и есть действия иностранных специалистов в МВД и Минздраве.

Высшей точкой управленческого абсурда стало назначение руководителем последнего Ульяны Супрун, когда-то бывшей в медицине лишь простым врачом. Одним из первых действий нового «главврача» клиники Украина стало заявление об ускорении принятия нового закона о трансплантации органов. Дело нужное, но для нашей медицины, испытывающей тотальную нехватку всего, не первоочередной важности. Неплохая иллюстрация непонимания проблем украинской медицины. Либо заинтересованности в чём-то другом, а не в создании системы сохранения здоровья народа.

Риторический вопрос: зачем?

Предположение, что украинское правительство планировало использовать опыт иностранцев для успеха реформ, действительно улучшивших бы ситуацию на Украине, можно отбросить как несерьёзное. Невозможно улучшить экономику, уничтожая её базовые предприятия, а финансы – обрушивая национальную валюту и вывозя золото из страны.

Нельзя сделать полицию более эффективной, меняя профессионалов на некомпетентных новобранцев. Которые не переняли позитивный опыт старших сотрудников, но быстро сами учатся коррупции, вымогательству и злоупотреблениям.

Улучшить защиту здоровья нации не получится, сокращая врачей, больницы, закупки лекарств и медицинского оборудования.

Ведь именно в этом состояли реформы, которые вернее было бы назвать «антирефомами».

Тогда зачем? Неужели наши сами не справились бы?

Ведь большинство членов «правительства реформаторов» (которое почти не поменялось при переходе к Гройсману) из числа украинских граждан так же учились и трудились в США или в американских структурах. А в своих отраслях – такие же специалисты, как варяги. То есть – как Остап Бендер в шахматах.

Например, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский - выпускник КГУ имени Т.Шевченко, а затем Школы права и дипломатии Флетчера при Университете Тафтса (США), работавший в сомнительном американском инвестфонде Dragon Capital.

Или министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко - выпускник Киево-Могилянской академии, затем Школы бизнеса Университета Нинроде (Нидерланды), сотрудник американской компании «Райз», партнёр американского инвестфонда Pharus Assets Management и руководитель Доверительного совета «Инт Инвест».

Или министр топлива и энергетики Владимир Демчишин – выпускник Львовского университета им. Ивана Франко, учившийся в Европейском университете Виадрина и в бизнес-школе Канзасского университета, работавший в юридической компании Ernst & Young и в группе Investment Capital Ukraine (США).

В общем – такие себе украинские иностранцы. Неужели не нашлось ещё подобных?

Во-первых, возможно – и не нашлось бы. У нынешней власти очень короткая «скамейка запасных», особенно из числа «молодых и прогрессивных».

Во-вторых, вероятно, иностранные кураторы хотели бы видеть на самых ответственных постах людей, которых они считают доверенными, не замешанными в местной коррупции и имеющими позитивный опыт реформ в своих странах.

То, что некоторые грузины быстро освоились в украинской коррупции, а опыт поляков и литовцев оказался не слишком-то применим – с точки зрения кураторов досадные издержки.

В-третьих, украинская власть не прочь иметь возможность переложить ответственность на иностранцев. За непопулярные социальные и экономические решения – в глазах собственного народа. За провал намеченных планов реформ – в глазах кураторов. Мол, мы сделали всё, чтобы вам угодить, но не получилось. Хотя на самом деле и не старались. То есть – занимались очковтирательством.

Украина под внешним управлением

То, что украинская общественная мысль вынуждена обсуждать проблемы привлечения иностранцев к управлению государством, говорит об одном – страна находится под внешним управлением. К сожалению, для внутреннего жизнеустройства оно пока не дало каких-либо заметных позитивных результатов.

Скандальное увольнение в начале этого года министра экономразвития и торговли Айвара Абромавичуса, вероятно, стало поворотной точкой в желании США и ЕС добиться внутренних экономических реформ на Украине. После этого уровень интереса Запада к внутренним делам нашей страны заметно упал.

Недавнее же назначение и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун представляется вынужденным шагом Президента Порошенко, желающего закрыть кадровую брешь так, чтобы угодить кураторам. Но им, похоже, это уже безразлично.

Ещё ранее американцы оставили попытки заставить украинское государство бороться с коррупцией.

Может быть, их интерес возобновится после выборов нового президента США в ноябре этого года.

Пока же «иностранные специалисты» продолжают работать в украинской власти по инерции. Рассчитывать на какой-то особый успех от их деятельности не приходится. Равно как и от работы всего украинского правительства.

Теги:
Контекст: